Автомобильное сообщество взбудоражено слухами о введении штрафов за отсутствие на автомобиле зимней резины. Так ли это на самом деле?
Тема зимней резины громко зазвучала после беспрецедентных заторов на трассе М-10 ”Москва-Санкт-Петербург” в ноябре-декабре 2012 года. Длина пробки достигла тогда 200 км!
Многие чиновники и депутаты поспешили по горячим следам свалить всю ответственность за произошедший коллапс на дальнобойщиков и изношенную летнюю резину на их фурах. Нечищеные дороги и разгильдяйство дорожников они постарались оставить за кадром.
Тут же появились и законопроекты на заданную тему. Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, например, предложил ввести штраф в сумме 5000 руб. для автовладельцев, чьи машины в период с 1 декабря по 1 марта не “обуты” в зимнюю резину.
При этом депутат явно не подумал о том, что наша шинная промышленность попросту не в состоянии изготовить столько “зимних галош”, чтобы обеспечить ими весь автопарк, а особенно грузовой. Кстати, стоимость такого “карнавала” - несколько сотен тысяч рублей на одну фуру! А если в предприятии, страшно подумать, - 50 машин? А если дальнобой уходит в десятидневный рейс в конце ноября, то ему сменный комплект с собой везти?
А вот в Сочи, например, у нас большая часть зимы проходит при 10 и более градусах тепла. Снег ночью если и выпадет, то к обеду его уже нет. Зачем там зимняя резина? Однако, чувствуется, что власть настолько любит свой народ, что готова задушить его в своих горячих объятьях.
В общем, тот законопроект провалился, но идеи его живут! Многие удивятся, но ещё в декабре 2011 года был принят новый технический регламент Таможенного союза “О безопасности колёсных транспортных средств”. От имени России его подписал Игорь Шувалов. И уже тогда было известно, что новый регламент вступит в силу с 1 января 2015 года.
В данном регламенте разъяснено понятие зимних шин и предусмотрены условия их применения. Согласно документу к зимним отнесены шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками "М+S", "M&S", "M S". Иными словами вся так называемая “всесезонная” резина тоже считается зимней.
Зимняя резина должна устанавливаться на все колеса транспортного средства. Эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных такими шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается. При этом местные власти могут расширять период применения таких покрышек, а вот сокращать его им запрещено.
В летний период (июнь, июль, август) запрещена эксплуатация автомобилей, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения.
Шина считается непригодной к эксплуатации при остаточной глубине рисунка протектора для мотоциклов и мопедов не более 0,8 мм, грузовиков с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 т - 1 мм, легковых автомобилей и грузовиков до 3,5т - 1,6 мм, автобусов - 2 мм.
А вот зимнюю резину на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии нельзя эксплуатировать, если остаточная глубина её протектора не превышает 4,0 мм. Таковы требования межгосударственного регламента.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Но наш букварь - Правила дорожного движения. Водитель обязан знать и выполнять требования именно этого документа. Однако из всего объёма нововведений в ПДД РФ с 1 января 2015 года включены только требования в части глубины протектора шин. Никаких ограничений по использованию летних и зимних шин Правила пока не содержат. Да и в действующем Кодексе не предусмотрена ответственность за нарушения требований регламента.
Вот и получается, что бумаг исписано много, а на дороге - без изменений. Можно ехать и на летней, и на зимней - лишь бы глубина протектора соответствовала норме. За отсутствие зимней резины штраф не предусмотрен.
Однако, эти новшества довели ситуацию до абсурда. Фура на летней резине не может тронуться с места, создаёт пробку, но ее водитель наказанию не подлежит, если глубина протектора шин более 1 мм. А вот водитель легковушки на зимней резине с глубиной протектора 3 мм. - попадает под штрафные санкции.
В соответствии ч.1 ст.12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 500 руб. Никакой другой ответственности за отсутствие зимней резины пока нет.
Стоит заметить, что сама по себе зимняя резина не является спасительным талисманом. Да, в большой мороз на зимней резине торможение намного эффективнее. Но ведь можно с тем же успехом ехать и на всесезонной, только поспокойнее, с учётом дорожных и метеорологических условий, как учат нас Правила дорожного движения. Зато при +50С и выше зимняя резина становится едва ли не более опасной, чем летняя резина зимой.
В Воронеже в последние годы улицы покрыты льдом или снежным накатом всего несколько дней за всю зиму. В остальное время дорога чистая и, чаще всего даже сухая. И в январе бывает до +100С. Для жителей Краснодарского края, Ставрополья и других южных регионов увидеть снег зимой - вообще экзотика. .
Так к чему эти бесконечные попытки думать и решать за водителей, стараться “сделать как лучше” притом, что уже много лет подряд получается “как всегда”? Может, всё-таки, лучше обеспечить качественное содержание дорог, а законы хоть ненадолго оставить в покое?
Николай Киселёв,
Председатель МРОД “КЗПА”